Главные принципы воспитания и общения с детьми

Мудрый родитель и педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства и, особенно в период полового созревания, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения.

Можно выделить

4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений

(по С.В.Ковалеву).

  •    диктат,
  •    опека,
  •    невмешательство,
  •    сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом диктаторском поведении одних членов семейства (преимущественно взрослыми), захватом инициативы и подавлении чувства собственного достоинства  у других его членов.

Опека в семье – это система отношений,  при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более, общих проблем семьи.

Невмешательство – система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности  независимого существования взрослых от детей.

Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности.

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

В психологии существует такое понятие, как принятие ребенка. Под принятием (т.е. ребенок принимается таким, какой он есть) понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на родителей. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.

Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

Конгруэнтность – предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Большое значение  в становлении личности имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

С.В.Ковалев выделяет

3 стиля семейного воспитания:

  • демократический,
  • авторитарный,
  • попустительский.

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль «согласия». Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Это стиль «подавления». Родители жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно.

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка, уровень тревожности.

Подростки, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи.

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайне жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном отказом от общения.

Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви.

Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители.

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.