Детское воровство

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро: растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?'», «Я плохой воспитатель…»), желание «наказать так, чтоб неповадно было». В данной ситуации важно в первую очередь успокоиться, и постараться выяснить причины поступка ребёнка, прежде чем перейти к конкретным действиям. Причины же воровства меняются с возрастом.

Так среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:

  1. желание владеть чем-либо, чаще всего игрушкой (это наиболее часто встречаемые среди дошкольников кражи). Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия «мое», «твое», «собственность», «чужое» абстрактны и малодоступны;
  2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких. Эта группа мотивов также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников;
  3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
  4. желание отомстить кому-либо, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким.

3-я и 4-я группы мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным, когда детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы.

Дети-дошкольники обладают психологическими особенностями, которые толкают их на нелогичные поступки:

-импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;

-неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;

-узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;

-осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с дошкольниками.

 

А если в воровстве замечен ребенок постарше или подросток?

  1. Как и у дошкольников, одной из причин может стать импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы. Но у малыша не старше шести-семи лет такое поведение объяснимо — еще не сформирована произвольность поведения. Если так ведет себя более старший ребенок, это может быть связано с нарушениями нервной системы (подвижность, повышенная возбудимость). Он вполне понимает социальные нормы («знаю, что нельзя»), но удержаться не может. Более редкий случай — когда ребенок и не усваивает нормы поведения и не может контролировать себя. Это связано с недостаточным уровнем интеллектуального и психического развития. Тогда нужно консультироваться у психиатра.

Если взрослые понимают, что кража совершена импульсивно, скорее всего, непреднамеренно, то на этот факт нужно незамедлительно реагировать, осуждая произошедшее.

  1. Другой причиной краж может стать стремление привлечь к себе внимание родителей или иных взрослых. Например, если в семье не до него — родители близки к разводу, постоянно заняты на работе и т. д. Обычно в таких случаях пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются. Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель «воришки» достигнута — получена немалая порция внимания. Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность.

Психологически обоснованное поведение взрослых в этих случаях — меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше — восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Возможна даже совершенно неожиданная реакция — похвалить ребенка за какие-то успехи. Не исключено, что если ребенок и не признается в краже, то, во всяком случае, испытает неловкость и стыд.

  1. Иногда ребенок таким образом покупает расположение сверстников. Он надеется либо завоевать внимание других детей (если его не замечают), либо откупиться, если его третируют в детском коллективе. В таком случае необходимо помочь ребенку установить контакты с ребятами. Например, посоветовать ему найти в своем окружении сверстников со сходными интересами.
  2. Не исключены и случаи вымогательства у ребенка или подростка денег, вещей сверстниками или ребятами постарше. Здесь необходимы правовые меры. Важно иметь доверительные отношения с ребенком. Тогда вероятность, что эта стрессовая для него ситуация перейдет в хроническую, очень мала.
  3. Иногда подросток ведет себя «неодобряемым способом», желая утвердиться в своих глазах («Я — сильная личность»), а чаще — в глазах сверстников («Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты»). Надо помочь ему переключиться на другие, приемлемые способы самоутверждения.
  4. Иногда родители, другие взрослые, сами того не осознавая, формируют у детей неадекватные установки по отношению к воровству. Например: «Вот наш сосед: воровал годами с производства — и живет теперь припеваючи», «Работаешь честно, надрываешься — а что толку?» и т. д. Ребенок или подросток делает свои выводы: зачем надрываться, если есть более легкие и ненаказуемые в мире взрослых пути. Мотивом может стать и месть за незаконно нажитое богатство более удачливым сверстникам или их обеспеченным родителям. Самое эффективное средство в этом случае — воздерживаться от подобных разговоров при детях. Лучше направить усилия на то, чтобы помочь ребенку развить его сильные стороны. Ведь за счет них он может утвердиться в жизни, не завидуя никому.

 

 

Рекомендации:

  1. Вновь необходимо сказать, что первым шагом взрослого, столкнувшегося со случаем воровства, среди детей является стремление понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить… Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
  2. Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку. Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».
  3. Если ребенок ворует, Вы должны это пресечь — но только если Вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Четко высказывайте отрицательную оценку действиям ребенка (действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

  1. Воровство — это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей: либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана и т.д. Необходимо быть готовыми к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают — и ничего?»

Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно. Ребенок может даже перестать доверять людям. Обсудите с ребенком проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество. Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

  1. Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности. Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.
  2. Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.