Детское воровство
Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро: растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?'», «Я плохой воспитатель…»), желание «наказать так, чтоб неповадно было». В данной ситуации важно в первую очередь успокоиться, и постараться выяснить причины поступка ребёнка, прежде чем перейти к конкретным действиям. Причины же воровства меняются с возрастом.
Так среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:
- желание владеть чем-либо, чаще всего игрушкой (это наиболее часто встречаемые среди дошкольников кражи). Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия «мое», «твое», «собственность», «чужое» абстрактны и малодоступны;
- желание сделать приятный подарок кому-то из близких. Эта группа мотивов также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников;
- желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
- желание отомстить кому-либо, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким.
3-я и 4-я группы мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным, когда детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы.
Дети-дошкольники обладают психологическими особенностями, которые толкают их на нелогичные поступки:
-импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
-неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
-узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
-осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.
Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с дошкольниками.
А если в воровстве замечен ребенок постарше или подросток?
- Как и у дошкольников, одной из причин может стать импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы. Но у малыша не старше шести-семи лет такое поведение объяснимо — еще не сформирована произвольность поведения. Если так ведет себя более старший ребенок, это может быть связано с нарушениями нервной системы (подвижность, повышенная возбудимость). Он вполне понимает социальные нормы («знаю, что нельзя»), но удержаться не может. Более редкий случай — когда ребенок и не усваивает нормы поведения и не может контролировать себя. Это связано с недостаточным уровнем интеллектуального и психического развития. Тогда нужно консультироваться у психиатра.
Если взрослые понимают, что кража совершена импульсивно, скорее всего, непреднамеренно, то на этот факт нужно незамедлительно реагировать, осуждая произошедшее.
- Другой причиной краж может стать стремление привлечь к себе внимание родителей или иных взрослых. Например, если в семье не до него — родители близки к разводу, постоянно заняты на работе и т. д. Обычно в таких случаях пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются. Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель «воришки» достигнута — получена немалая порция внимания. Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность.
Психологически обоснованное поведение взрослых в этих случаях — меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше — восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Возможна даже совершенно неожиданная реакция — похвалить ребенка за какие-то успехи. Не исключено, что если ребенок и не признается в краже, то, во всяком случае, испытает неловкость и стыд.
- Иногда ребенок таким образом покупает расположение сверстников. Он надеется либо завоевать внимание других детей (если его не замечают), либо откупиться, если его третируют в детском коллективе. В таком случае необходимо помочь ребенку установить контакты с ребятами. Например, посоветовать ему найти в своем окружении сверстников со сходными интересами.
- Не исключены и случаи вымогательства у ребенка или подростка денег, вещей сверстниками или ребятами постарше. Здесь необходимы правовые меры. Важно иметь доверительные отношения с ребенком. Тогда вероятность, что эта стрессовая для него ситуация перейдет в хроническую, очень мала.
- Иногда подросток ведет себя «неодобряемым способом», желая утвердиться в своих глазах («Я — сильная личность»), а чаще — в глазах сверстников («Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты»). Надо помочь ему переключиться на другие, приемлемые способы самоутверждения.
- Иногда родители, другие взрослые, сами того не осознавая, формируют у детей неадекватные установки по отношению к воровству. Например: «Вот наш сосед: воровал годами с производства — и живет теперь припеваючи», «Работаешь честно, надрываешься — а что толку?» и т. д. Ребенок или подросток делает свои выводы: зачем надрываться, если есть более легкие и ненаказуемые в мире взрослых пути. Мотивом может стать и месть за незаконно нажитое богатство более удачливым сверстникам или их обеспеченным родителям. Самое эффективное средство в этом случае — воздерживаться от подобных разговоров при детях. Лучше направить усилия на то, чтобы помочь ребенку развить его сильные стороны. Ведь за счет них он может утвердиться в жизни, не завидуя никому.
Рекомендации:
- Вновь необходимо сказать, что первым шагом взрослого, столкнувшегося со случаем воровства, среди детей является стремление понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить… Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
- Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку. Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».
- Если ребенок ворует, Вы должны это пресечь — но только если Вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Четко высказывайте отрицательную оценку действиям ребенка (действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми.
Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
- Воровство — это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей: либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана и т.д. Необходимо быть готовыми к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают — и ничего?»
Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно. Ребенок может даже перестать доверять людям. Обсудите с ребенком проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество. Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.
- Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности. Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.
- Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.