Что такое родительские директивы и чем они опасны

Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: «Когда же ты поумнеешь?», «Да что ты бьешься, у тебя все равно не получится, давай лучше я…»или «Эх ты, горе мое». Все это и многие родительские внушения, программирование принято называть «родительскими директивами».

Термин означает скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву, повышенную тревожность.

Следование директивам помогает маленькому и зависимому ребенку или подростку приспособиться к требованиям больших и свободных людей (которые решают свои собственные проблемы). Практически воспитывать ребенка, избегая директив, не очень-то и возможно – для этого требуется как минимум принципиально иной уровень психологической и педагогической грамотности, нежели имеющийся у среднего обывателя, а как максимум – семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых.

Истинные причины своей вины ребенок (и даже взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Именно директивы ответственны за живущую уже во взрослых людях зависимость от кого-то из родителей, неявно научивших ребенка вести себя ошибочным, непродуктивным, невротичным образом.

«Не живи»

(«Мне не нужна такая плохая девочка», «Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла…») Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребенком посредством возбуждения в нем хронического чувства вины. Взрослый как бы заставляет ребенка поверить в его (ребенка) ответственность за нерешенные задачи взрослого.

«Не будь ребенком»

(«Пора тебе думать своей головой», «Ну ты же не маленький, чтобы…»). Такая директива достается единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских невинных желаний, которые связаны со способностью к творчеству, самоопределению.

«Не расти»

(«Ты еще мала, чтобы краситься», «Мама тебя никогда не бросит», «Не торопись взрослеть»). Чаще всего достается младшим или единственным детям. Такую директиву ребенку дают родители, боящиеся взросления своего ребенка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опят лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.

«Не думай»

(выражается в требованиях не умничать, не рассуждать). Например, желая отвлечь ребенка от травмирующей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: «Не думай об этом, забудь», тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами.

«Не чувствуй»

(«Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе в матери годится», «Не сахарный, не растаешь»). Ребенок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребенок, научившийся игнорировать  телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.

«Не достигай успеха»

(«Я сам не смог закончить институт, но отказываю себе во всем, чтобы ты смогла получить образование»). Увы, в основе подобных директив лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребенка.

«Не будь лидером»

(«Будь как все», «Ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя»). Родители, дающие ребенку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспокоены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены вызывать у других людей. Ребенок при подобном воспитании вырастет «забитым», безынициативным.

«Не принадлежи»

Ее передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребенке «единственного друга». В общении с ребенком такие родители могут всячески подчеркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле). Подросток в подобной ситуации будет иметь завышенную самооценку и уровень притязаний.

«Не будь близким»

Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта – в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, внушают тем самым ребенку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Подросток вырастает недоверчивым, подозрительным, тревожным.

«Не делай»

То есть не делай сейчас, я буду делать это за тебя. Родители дают ее ребенку, говоря: «Не делай сам, подожди меня». Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, попадать в цейтнот, не догадываясь, что действуют по инерции родительской директивы.

«Не будь самим собой»

Выражается в выражениях типа «Почему Вася это может, а ты нет?», «Стремись к идеалу», бывает также, когда родители хотели девочку, а родился мальчик. Скрытый смысл данной директивы – вызвать неудовлетворенность своим нынешним состоянием и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи постоянно неудовлетворенным и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.

«Не чувствуй себя хорошо»

(Хоть у него была высокая температура, контрольную он написал на пять»). Ребенок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.